Первая кукла: 40 тысяч лет или 400?

 

Когда появилась первая кукла? Зачем она была сделана? Кем? Никто не знает...
 

  

Первая кукла -- дитя каменного века, художник З.Буриан
 

Древнейшие найденные археологами куклы, а также фигурки животных и иных существ относятся к последней ледниковой эпохе. Их возраст составляет до 40 тыс. лет.
 

 

Для своего времени они совершенны настолько, что можно утверждать: первая кукла была сделана в еще более отдаленном прошлом. Может быть, отдаленном от нас на  40 с небольшим тысяч лет.
 
 

Первая кукла (мамонтовая кость). Моравский музей в Брно, Чехия.
 

Но также не исключено, что возраст первой куклы со временем будет увеличен сразу в десять раз. Потому что  возраст каменных инструментов, при помощи которых она могла бы быть изготовлена, еще больше. 

Кроме того, нетрудно представить доисторического ребенка той поры, играющего с природным камнем, напоминающим или просто обозначающим какое-либо животное или человека. Казалось бы, найти те самые игрушки, по понятным причинам, невозможно. Однако нечто подобное все-таки было найдено. Природа или человек придал форму этим камням? Пока нет ответа.
 

    

Туф "Венера из Берехат-Рама", 230 тыс. лет

              

Кварцит "Венера из Тан-Тана", 500 300 тыс. лет:

возможно, это самая древняя кукла, известная науке

Ответа нет, но любопытно, что у предполагаемой куклы "Венера из Тан-Тана" длина ног соотносится с вехней частью фигуры как 0.62, что является золотым сечением и соответствует пропорциям ребенка. Как известно, золотое сечение является проекцией человеческого мышления на законы красоты в природе. Оно обнаруживается и в произведениях искусства исторического периода, и в пропорциях каменных рубил миллионолетнего возраста.

Ученые считают первыми игрушками упрощенных кукол с условными чертами, найденных в государствах Древнего Востока (Шумер, Аккад) и в Египте -- 4...2 тыс. лет до н.э., бронзовый век.

Вполне реалистичные куклы возникают в Египте, примерно, к 1000 году до н.э. Множатся материалы: для изготовления кукол применяются керамика, гипс, дерево, слоновая кость, самоцветы, воск, цветные металлы, кожа, ткани, лён, шерсть.
 
Еще более разнообразные куклы делают древние греки и римляне. Их ранние куклы появились около 800...400 лет до н.э.
 
 

Куклы Кипра, 750...600 лет до н.э. (обожженная глина -- терракота)

 
Отличительная особенность большинства античных кукол -- натуралистичность. Древние римляне рассылают глиняных раскрашенных кукол по провинциям для ознакомления их жителей с модой столицы.

    

 

Куклы Древней Греции, 5...4 век до н.э. (терракота)

               

Игрушка римлянки Креперии Трифайны, 2 век н.э. (слоновая кость)

 

Массовое изготовление ярко раскрашенных деревянных и глиняных кукол начинается в средние века, возникают промыслы по изготовлению кукол.

На рубеже 15-16 веков куклы впервые получают специально изготовленную одежду. До сих пор одежда у кукол либо отсутствовала вовсе, либо была нарисована или была обозначена скульптурно.
 



Питер Брейгель Старший "Детские игры", 1560 г. -- на фрагменте картины куклы одеты в кукольную одежду
 

В 17 веке появляются куклы из папье-маше. В 18 веке создаются первые европейские куклы-андроидные механизмы. Менее известна их ровесница японская механическая кукла каракури-нингё, более ранняя по происхождению. Копии каракури, созданные по старинным чертежам, наглядно демонстрируют уровень развития механики того времени.

 
 
 
 
 
В том же столетии появляется и к концу века получает распространение новый материал -- европейский фарфор, подготавливая почву для появления новой куклы следующего столетия.
 
В 1843 году во Франции изобретается способ изготовления голов кукол из фарфора. Мадемуазель Уре в 1850 году открывает производство фабричных фарфоровых кукол. И вводит ряд специфических новшеств. Раньше куклы копировали взрослых людей и были одеты в зашитую одежду. Уре впервые создает куклу-девочку bébé (ребенок). И впервые одевает куклу в съемную одежду, заказывая специальные модели у лучших кутюрье. Поначалу фабрика выпускает за год не более 100 кукол. К 1880 году во Франции действует уже несколько подобных производств, крупнейшее из которых выпускает 100 тысяч фарфоровых кукол в год. Популярность кукол bébé столь велика, что дает начало детской моде в одежде (а до этого дети носили уменьшенные модели одежды взрослых).
 
 
 
 
Фарфоровая кукла bébé от Леон Казимир Брю, Франция, 1880 г. 
 
 
На этом фоне происходит малозаметное для современников, но знаковое для нас событие. В 1881 году французский художник Эдгар Дега представляет публике восковую скульптуру "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица". Метровая скульптура балерины одета в тканевые юбку и корсет. Кроме того, на скульптуру надет парик из натуральных волос, собранных сзади настоящим бантом, а ее губы окрашены помадой. Она стала первой авторской художественной куклой и... не будучи принята ни критиками, ни большинством публики, затормозила появление подобного искусства на много десятилетий.
 
 
 
Копия "Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы", 1922 г. (бронза)
 
 
К 1890 году бум производства фарфоровой куклы достигает своего пика, охватывая другие страны и континенты. Их производители придают собственное своеобразие фарфоровой кукле.
 
 
 
Первая говорящая кукла -- со встроенным фонографом Т.А. Эдисона, США (в продаже с 1890 года)
 
 
Тем временем в 1896 году в Германии появляется первая кукла из целлулоида. Фабричная целлулоидная кукла легче, прочнее, дешевле фарфоровой, и промышленный выпуск последней неизбежно начинает сокращаться.
 
 
 
Целлулоидная кукла от фирмы "Черепаха", Германия, 1925 г. 
 
 
Лишь после полувека производства фабричных кукол в промышленных масштабах, в середине 20 столетия возникает искусство авторской художественной куклы. В 1933 году в Германии Ганс Беллмер проводит первые опыты в этом направлении и... они встречают у современников понимание еще меньшее, чем когда-то во Франции встретила "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" Эдгара Дега.
 
 

Бабушка современной
авторской куклы
в детстве была
созданием престранным...

 
 
Реакция на новое искусство столь остра, что Беллмер вынужден бежать из страны. Впрочем, он не оставляет опыты с авторской куклой, результаты которых позднее демонстрируются с переменным успехом на выставках Европы и США.
 
В те же 30-е годы появляется новый материал для моделирования. Полимерная глина (или на сленге, пластика) специально создана для лепки небольших изделий. Она весьма удобна для передачи тонких скульптурных деталей куклы, а также сочетает простоту обработки с возможностью длительного хранения готового изделия. И популярность авторской куклы становится лишь вопросом времени. Не очень быстрого, потому что речь идет о довоенной Германии.
 
В 1964 году пластика поступает в широкую продажу в этой стране и в течение следующих 20 лет завоевывает мир. Искусство авторской куклы, наконец, обретает свое лицо. Авторская художественная кукла предназначена лишь для созерцания и не является игрушкой. Она изготавливается, как правило, в единственном экземпляре (one of a kind или OOAK - единственная в своем роде).
 
В самом конце столетия между промышленной и авторской куклой возникает компромисс в виде фабричной куклы, специально предназначенной для индивидуальной доработки с целью получения авторской куклы. Примером "компромиссной" куклы является BJD (БЖД). Будучи лишена отделки, такая кукла, имеющая подвижные "суставы", дает значительную свободу в придании ей уникальности.
 
 
 
Пластиковая кукла на шаровых шарнирах (ball-jointed doll - BJD) выпускается с 1997 г. 
 
 
На рубеже 21 века техника индивидуальной переделки фабричной куклы развивается в искусство создания нового образа куклы. Это искусство, а также обслуживающая его технология и собственно сами переделанные куклы заимствуют у классической авторской куклы название OOAK. Название OOAK по смыслу не очень годится ни для первого, ни для второго, ни для третьего, но хорошо отражает конечную цель и потому используется -- наравне с менее точными makeover (переделка) и repaint (перерисовка). Здесь мы имеем пример еще не сложившегося названия куклы. Может быть, следовало назвать ее "живая кукла"? Ведь живое всегда неповторимо. 
 

 

          Искусство OOAK&Makeover :

          трудно передать словами, что значит

         "сделать куклу живой".  Смотрите...
 


 

 
 
Осенью 2000 года в США в розничной продаже появляется первая серийная кукла-робот на микропроцессоре. В куклу встроены датчики, электронный блок управления (контроллер) и исполнительные механизмы. Игрушка от iRobot имитирует поведение и эмоции младенца. Она обладает начальным искусственным интеллектом, сравнимым с интеллектом натурального ребенка. 
 
 
 
 "Мой настоящий малыш", первая серийная кукла-робот, управляемая встроенным компьютером
 
 
Таким образом галерея кукол 20 века завершается вполне достойным финалом, который... оказывается фальстартом. Опыт серийного производства данной куклы не признан удачным, и ее выпуск вскоре прекращается. Бесхитростное название робота, очевидно, соединяющее "Мой компьютер" и "Настоящий малыш" (наименование линейки кукол от Hasbro), заставляет думать, что только неудовлетворительная маркетинговая политика совместного предприятия стала причиной прекращения выпуска этой замечательной куклы.
 
 
 
 
Однако совершенствование технологий создания андроидных роботов -- таких как, например, Айко -- вселяет уверенность, что в нынешнем столетии кукла-робот с искусственным интеллектом получит распространение. Предсерийные образцы подобных роботов были представлены осенью 2008 года.
 
 
 
Сегодня полноразмерный говорящий робот Айко, продающийся за 13 тыс. евро,
еще слишком дорог, чтобы быть просто куклой, но завтра...
 
 
 
 
 
Надежда на распространение кукол-роботов связывается с появившимся устройством под названием 3D-принтер. 3D-принтер позволяет "распечатывать" предметы по их объемному компьютерному изображению. Некоторые современные роботы состоят уже на треть из деталей, изготовленных на  таком устройстве, что удешевляет их производство. 
 
 
 
 
Конечно, 3D-принтеры внесут новизну и в создание обычной куклы. Потому что открывается возможность наделять компьютерную модель человека, полученную предварительным сканированием, произвольным костюмом с последующей печатью итогового файла в виде реальной куклы. 
 
 
 
Эти куклы не что иное как трехмерные модели людей, "распечатанные" на 3D-принтере
 
 
* * *
 
Мы видим, что различные эпохи и века добавляли кукле что-то новое и свое. У каждого времени была собственная "первая кукла".
 
 
 
 
Мастер Ноэль Круз за работой (США)
 
 
Кукла осталась нам в наследство от древних культур, напоминая о далеком детстве человечества. Кукла стала нашим двойником и талисманом, детской игрушкой и произведением искусства. И актером, способным сыграть комедию и драму.
 
 
 

           Смотреть  галерею  кукол  театра   "Менестрель"         

 

  

        Смотреть галерею авторских кукол Кутузовой Т.Н.